Колбаса

Логово альфагота

Всем интересующимся жизнью и учёбой в Канаде посвящается

Previous Entry Поделиться Next Entry
Умный учится на чужих ошибках
Колбаса
alfagot

Я поступал в этом году в два американских и шесть канадских университетов, поступил в американский без финансирования и в канадский с полным финансированием, в котором теперь и учусь. Пишу - делюсь ценным опытом.
Итак, допустим, вы собираетесь поступать в следующем году. Меня всегда раздражали «календари поступления», в которых говорилось «начните готовиться к поступлению за полтора-два года». Я могу назвать вам примерное время, после которого ваши дела будут становиться только хуже. Лето. Что нужно начать делать летом?

1. Определиться с программой (примерно соответствует нашей "специальности"). Список названий легко гуглится по «list of graduate programs». Ищите не ту программу, по которой вы учились, а ту, по которой вы бы учиться хотели. Они не всегда совпадают.

2. Выбрать университеты. Мои рекомендации:
1) Не выбирайте университеты, в которых нет вашей программы или в которых она слабо представлена (т.е. формально она указана, но ей занимаются один-два профессора).
2) У любого университета есть сайт или, точнее, несколько сайтов. Как минимум это сайт университета в общем, сайт факультета и программы, сайт graduate admissions и сайт financial aid. Я месяц просидел на сайте Колумбийского университета, в итоге узнал только, что поступившие туда индийцы очень довольны. Так что не сидите подолгу на сайтах, не посвящённых финансированию; всё, что вам нужно знать – это mission statement университета или программы, они, как правило, висят на видном месте. Абсолютно все остальные сведения будут вам предоставлены, как только вы начнёте процесс поступления. Организация этого процесса в разных университетах варьируется от полностью бумажной до почти полностью электронной, когда авиапочтой требуется отправить, может быть, только копии диплома и транскриптов с расшифровкой российской пятибалльной системы. Советую остановиться на этой схеме, тем более, её использует большинство зарубежных вузов. Особенно удобна электронная система в отношении рекомендаций – указанные рекомендатели получают на свой электронный ящик письмо с кодом или паролем, который они должны ввести, чтобы отправить рекомендацию. Это электронное письмо по взаимной договорённости пересылается вам, не нужно ничего распечатывать на принтере и не нужно подписывать и отправлять никаких бумажных конвертов.

При выборе часто используется следующая схема: 3-4 университета первого эшелона на 1-2 «запасных». Здесь есть особенности:

1) Следует честно для себя ответить – и это важно – поедете ли вы в университет средней руки, если туда пригласят. С дипломом этого университета предстоит ещё искать работу или постдоки. В качестве эксперимента погуглите рейтинг российских университетов: место, занимаемое в нём вашей alma mater может приятно удивить.

2) Существует понятие endowment, или целевой капитал университета; в Гарварде это 25 миллиардов долларов, в канадском Simon Fraser University это лишь 170 миллионов. Ваша цель – не просто поступить, а получить полное финансирование обучения, которое может стоить $40.000 в год, и в общем понятно, где больше шансов его получить. Тот же Гарвард имеет одну из самых разветвлённых сетей финансовой поддержки своих студентов.

3. Зарегистрироваться на тесты и начать к ним готовиться. Лучше в июне зарегистрироваться на тест, чтобы сдать его в августе и получить результаты к началу сезона поступления в университеты (результатов TOEFL iBT придётся ждать недели три). Уже к этому времени нужно располагать карточкой VISA или MasterCard для оплаты тестов и много чего другого через Интернет.

Сугубо личные замечания по подготовке к тестам.

TOEFL. Если у вас приличный уровень английского, для подготовки к тесту достаточно 1-2 месяцев. Потому что TOEFL проверяет не знание языка, а знание TOEFL’а. =) Это означает, что если вы что-то не поняли в секции Reading или Listening, например, концепцию залоговой стоимости – не волнуйтесь, в тесте всё равно об этом не спросят. Подготовка для меня заключалась в изучении книжки Barrons’а и прохождения всех доступных пробных тестов, включая тот, который предлагается на сайте ETS. Особое внимание стоит уделить Speaking’у, там всё решает время. Если у кого-то на этом этапе возникли вопросы, задавайте. =)

Помимо TOEFL’а от поступающих в graduate schools многих (но не всех) университетов требуется сдать:

GRE – для естественников;

GMAT – для экономистов;

LSAT – для юристов, и так далее.

Если вы не хотите сдавать ничего, кроме TOEFL (который придётся сдавать в любом случае), вы всегда сможете найти хорошие университеты, как раз ничего другого и не требующие. Здесь всё зависит от программы, например, по моей программе GRE не требуется в MIT.

Вопрос подготовки к GRE остаётся открытым. Если в TOEFL больная тема для большинства – это speaking (хотя для меня в последний раз это был writing), то в GRE это – т.н. вербалка, часть раздела Verbal, в которой зачем-то проверяется знание слов, которые нормальные американцы в повседневной речи не используют. Я готовился к этой вербалке более или менее усердно полгода, учил слова на флеш-картах, не могу сказать, чтобы я был доволен результатом. Освоить словарь из 3000-8000 малоиспользуемых слов – задача, к которой быстро охладеваешь. Поэтому для меня проверка вербалки кажется лотереей «попались знакомые слова – попались незнакомые слова», но возможно для кого-то это не так.

Наконец, два раза в год проводятся т.н. subjects tests (предметные тесты), сдают их единицы, и требуются они, соответственно, в исключительных случаях (я встречал только один университет, в котором GRE subject по моей программе был обязательным требованием для поступления), некоторые университеты просто принимают результаты во внимание, если они есть. Я слышал, что Subject test по математике для российских студентов трудностей не представляет, остальные же имеют сложность на уровне университетских олимпиад и требуют уровня знаний кандидата наук или вроде того.

4. Этот пункт часто упускают, но именно летом нужно подавать на стипендии в выбранных ВУЗах. Дедлайны многих стипендий – август-октябрь. Большинство университетов автоматически рассматривают поступающего как кандидата на teaching и research assistantships (примерные аналоги лаборанта и соискателя), но существует множество других источников. Они представлены часто на отдельном сайте, который очень трудно, но необходимо изучить. Трудно потому, что большинство стипендий предназначены для граждан США или постоянно проживающих на территории США или выдвигают требования, которые вы не в состоянии удовлетворить ни при каких условиях (например, быть индейцем или корейцем). Необходимо потому, что:

1) Стипендия, особенно несколько стипендий, могут стать реальной финансовой поддержкой (размер большинства канадских стипендий – 2-3 тыс. долларов в семестр)

2) Стипендия как таковая поможет выделиться на общем фоне. Даже если это стипендия $200 на полгода или $500 за то, что вы русский (хотя я таких не встречал), университеты куда охотнее будут рассматривать вашу кандидатуру (в некоторых университетах так и пишут).

5. Постарайтесь узнать, как зовут graduate secretary (как правило, это женщина), отвечающего на письма в Admissions office каждого университета. Эти сведения обычно указаны на сайте Graduate admissions. Конечно, никто не застрахован от казусов, когда письмо адресовано сотруднику, который уволился со скандалом в прошлом году, но тем не менее. Отправьте всем им шаблонное письмо с указанием:

- выбранной программы

- вашего уровня образования

- вопросом о том, финансируется ли ваша программа в принципе, и возможно ли полное финансирование

- вопросом о том, когда начинается сезон поступления (как правило, в октябре)

- любыми дополнительными вопросами. При частом обмене письмами graduate secretary скорее всего запомнит вас и впоследствии внимательней отнесётся к вашим документам. Это правило сработало, в частности, для меня: мою кандидатуру моим нынешним профессорам предложила именно graduate secretary.

Главный минус работы с admissions office в том, что у них много работы. Из четырёх вопросов вам могут ответить только на два, вместо «живого» ответа могут просто кинуть ссылки, на которых вы уже не раз были. О финансировании практически всегда сообщают очень общие и обтекаемые сведения, например, "65% студентов нашего университета получают некоторую финансовую поддержку".

Так или иначе, процесс поступления в зарубежную аспирантуру в чём-то похож на поступление в нашу. Рано или поздно вам придётся найти научного руководителя. Многие университеты приветствуют указание в application documents профессора, который готов вами руководить. В некоторых университетах финансированием вашего обучения занимается научный руководитель, и только он. Принцип работы системы следующий.

Материалы, которые вы отправляете в вуз, после рассмотрения в office of admissions, отправляются буквально стопкой на конкретную кафедру (=программу), где на эту стопку (т.н. application pool) набрасываются профессоры в поисках одарённого подопечного. Таким образом, именно кафедра принимает решение о том, принимать вас в университет, или нет, именно кафедра в конечном счёте решает, оплачивать вашу аспирантуру или нет, и в каком объёме. Профессор, не просто перебирающий стопку кандидатур, а ищущий вашу фамилию – фактор практически решающий. Помешать зачислению в университет при налаженном контакте с профессором могут разве только слишком низкие баллы в тестах или ещё какие-нибудь серьёзные несоответствия формальным требованиям. Конечно, вас могут пригласить, но не дать денег – это уже зависит от того, какими фондами распоряжаются кафедра и профессора (они тоже выбивают и осваивают гранты).

Как наладить контакт с профессором? Для начала подготовьте резюме. Оно и так потребуется для поступления в большинство университетов. Найдите пять-десять профессоров (если вы правильно выбрали университет, на вашей программе должно быть десятка три профессоров, некоторые из которых, как правило, работают в направлениях, которые вам особенно интересны. Напишите всем им шаблонные письма с указанием:

- выбранной программы

- вашего уровня образования

- вопросом о том, финансируется ли ваша программа в принципе, и возможно ли полное финансирование

- уверениями о том, что вы в восторге от его/её исследований или публикаций, страсть хотите участвовать в каких-то конкретных проектах и т.п. Обязательно побывайте на личных страницах каждого профессора. Они (особенно китайцы) частенько публикуют сведения о вакансиях в своих текущих проектах. Эти вакансии – ваша главная добыча. Если вы под них подойдёте, можете считать, что поступили, и открытым останется только вопрос финансирования.

- вложите в письмо резюме. Если вы выйдете на контакт, не отправив резюме, первым ответом будет “I need your file”. =)

Профессоры откликаются в течение 1-2 дней. Если ответа не приходит, просто пересылайте письмо, пока не ответят. Если не отвечают в течение одной-двух недель, перестаньте пользоваться yahoo! и заведите почту на gmail’е. После смены почты мне сразу ответили те, кто не отвечал вообще. Если не отвечают и после этого, скорее всего, профессор где-нибудь на островах или в самом худшем случае просто не пользуется этой почтой. Так или иначе, единственной правильной стратегией является упорная пересылка писем со вложенным резюме, пока профессор не сдастся. Как правило, ответы от профессоров куда честнее, чем от admissions office. Если у него нет под вас денег в этом году, он так вам и скажет. Хороший результат – обещание присмотреться к вашему application’у, отличный результат – сразу возникший взаимный интерес, но это редкая удача.

Будьте готовы к расходам порядка 8.000 - 10.000 на университет. Это:

- билеты на поезд в Москву и сдача тестов (на TOEFL’е можно сэкономить, если его принимают в родном городе)

- отправка дополнительных результатов тестов

- отправка авиапочты с копиями дипломов и прочими необходимыми документами. Кстати, PonyExpress доставляет в Онтарио ровно в тот же день, что DHL в Massachussets. Разница - 1000 рублей за конверт. Выбор за вами.

- оплата т.н. application fee (только в одном университете application fee была равна 0). В канадских вузах от application fee освобождают граждан государств из списка, в который Россия не входит. В некоторых случаях от платы освобождают при наличии документов, подтверждающих российскую бедность.

Кстати, все эти расходы возмещают по программе opportunity организации EducationUSA.

Мне довелось поступать в Канаду, хотелось бы рассказать про неё отдельно. Рейтинг канадских вузов ежегодно публикует Maclean's Guide to Canadian Universities.

Плюсы канадской системы:

- Поздние дедлайны у университетов первого эшелона (в штатах это декабрь-январь, в канаде это февраль-апрель). Тем не менее, будьте готовы к тому, что, поскольку вы International student, всё нужно делать как можно раньше (в связи с бОльшим объёмом документов и оформлением визы), об этом не раз напомнят на сайтах университетов. А дедлайны для своих граждан у них позже на 2-4 месяца.

- финансирование поступающих как в магистратуру, так и на Ph.D. (в отличие от штатов, где магистратура, за исключением MBA, не финансируется вовсе)

Минусы:

- Российское образование не ценится. Только в одном вузе указали, что будут рассматривать на Ph.D. с дипломом нашего магистра, в остальных максимум на что можно рассчитывать – это заново поступить на Master of Science.

- Будьте готовы к тому, что в Канаде не будут проходить платежи с картой VISA. По этой причине я так и не смог подать документы в два канадских вуза.

- В целом сложилось впечатление навороченных online-систем поступления, в которых нужно помнить по три пароля на три сайта и регулярно их менять. В связи с этим будьте готовы к тому, что в 8 дней будут обрабатывать какую-нибудь очередную pre-application form. По этой причине я не смог подать документы ещё в один канадский вуз.

Что ещё хотелось бы сказать. Будьте готовы к тому, что в некоторые университеты требуется отправлять две бумажные копии диплома и транскриптов. И наоборот, в некоторые университеты не потребуется отправлять никаких бумаг, пока не придёт письмо о зачислении. Переведите диплом и транскрипты грамотно, не советую пользоваться услугами сторонних организаций, может быть, только РГФ вашего вуза. Зачем это делать:

1. правильно названные курсы не оставляют вопросов об их значимости и полезности в рамках зарубежного образования. Никто не будет выяснять, что именно скрывается под названием незнакомого курса, его просто сочтут бесполезным.

2. корректно составленный перевод может помочь претендовать на нужную программу, например, моя специальность "радиофизик" соответствует их специальности "electronics". При этом radiophysics – мало того, что у них такого нет, так это ещё и вроде «что-то-там-physics». Physics в зарубежных университетах примерно соответствует сугубо теоретической физике. А вот electronics – вообще очень широкая сфера, включающая десяток интересных программ.

Помните: при должной подготовке (правильный выбор университетов, контакт с профессором и сам процесс поступления в любое количество вузов займёт не больше 2 недель, поскольку формальная сторона процесса везде практически одна и та же. А потом можно расслабиться и просто ждать приглашений. Сложно получить полную картину, пока на своей шкуре не ощутишь всех тонкостей процесса поступления. Но я надеюсь, что грабли, на которые я наступил в этом году, помогут вам не наступить на них в следующем.


  • 1
полезно!
удачно это ты меня зафрендил (для меня, по крайней мере)). ничего, что на "ты"?

Ничего, а у тебя с политикой взаимного френдования как? А то придётся тебя в особые списки заносить. =)

обучение в Канаде

(Анонимно)
Здраствуй,
Спасибо за информацию, было очень полезно и интересно с ней ознакомиться.
Хотела спросить, знаешь ли ты процесс поступления на бакалавриат? могу ли я рассчитывать на полное финансирование в этом случаи?
Кстати очень полезная информация про профессоров, сейчас поищу их адреса и буду писать видимо)

Re: обучение в Канаде

Привет,

На бакалавриат (с первого курса, я так понимаю) точно можно получить полное финансирование, деталей я совсем не знаю, но искать профессора для этого не нужно. Могу только дать два совета - 1. поискать на сайтах интересующих тебя вузов undergraduate financial aid и 2. сходить в свой региональный центр по образованию - вот здесь адреса по городам.

Спасибо за рассказы о Канаде. И особенно за спецвыпуски :)

Иду тем же путем, что и Вы.

Рад, что читаете. Задавайте вопросы, если появятся.

Вопрос, на который, может быть, Вы могли бы ответить: На момент первого контакта с профессором уже необходимо иметь тему будущей работы (thesis)? или достаточно указать в какой области я предполагаю проводить исследования?

Может быть профессор сам предложит тему исследования?

На момент первого контакта необходимо знать, чем занимается профессор, и проявить интерес работать именно над его проектом. Лично мне предложили три темы на выбор, но, возможно, если их как таковых нет, можно назначить самому. В принципе с конкретной темой обычно уже после зачисления определяются, её не требуют во вступительных документах (она ещё и два раза поменяться успеет =) ).

Извините, пожалуйста, за наглость, но не могли бы Вы написать, что по_вашему "хорошо знать английский" ? Какой у Вас был уровень, как говоились в глобальном плане ?

И, правда это уже граничит с наглостью, не могли бы Вы поделиться своими примерами резюме, рефференсов и коверлетер для образца ? Буду рада любым примерам, можно на почту !

С уважением, Ирина.

Здравствуйте, Ирина. Я аж в моём мире зарегистрировался, а почты так и не нашёл. Английский знал на достаточно хорошем уровне (спасибо школе, не университету), мог более-менее связно говорить на общие темы и смотрел гриффинов без перевода. ;)

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, а в колледже можно получить финансирование? Спасибо.

Здравствуйте, в колледже, может быть, и возможно получить финансирование, но мой способ для этого не подходит, поскольку в колледже отсутствуют персональные научные руководители. =)

Поступление в магистратуру в Канаде

Уважаемый Alfagot, я в этом году собираюсь подавать документы на поступление в канадскую магистратуру в 5-6 университетов (преимущественно в Онтарио, в т.ч. UWO).
Мой средний балл составляет 8.2 за весь период обученияи 8.6 за два последние года (учусь в Белорусском Государственном Университете на химика). В плане публикаций и конференций все отлично.
Как вы считаете, каковы шансы на поступление с таким баллом в тот же UWO или другие вузы?
И еще один вопрос. При контакте с профессорами из 15 посланных писем я получил ответ только на 6 из них. Один профессор сказал, что у него нет мест на следующий год, остальные - что не знают будет ли у них финансирование на следующий год. Значит ли это, что мне придется подавать наобум, а потом только узнавать попаду я к профессору или нет?

Re: Поступление в магистратуру в Канаде

Пётр, давай скайп в личку; у меня есть знакомый химик-беларус, закончивший UWO. ;) И вообще русскоговорящих химиков там много.

И еще один важный момент с которым сталкиваются многие выпускники. Проблема в том что на момент подачи (февраль-март) у студентов нет на руках диплома и есть вероятность, что последняя сессия (у меня в университете будет сдана в лучшем случае в середине января) еще не будет закрыта, а на оформление официального транскрипта, как правило, уходит определенное время. В результате подача может быть затянута.
Есть ли смысл ждать окончания последней сессии или отправлять транскрипт с пометкой о том, что ввиду сроков дедлайна в нем нет последних экзаменов и диплома?

Перевод диплома (или эквивалент) нужно подать до дедлайна; даже если тебе разрешат что-то доотправить после дедлайна "ввиду обстоятельств", в первую очередь придётся отправлять транскрипт, какой есть. Отправка документов органически связана с общением с admissions office, поэтому если ты уже знаешь, что будет такая ситуация, прямо их сейчас и спроси. Если они согласны на транскрипт без экзаменов и диплома (это перевод зачётки, я так понимаю?), то и беспокоиться тебе не о чем. Просто так, без предупреждения, я бы не отправлял что-то, чего они не ждут.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account